Антверпен-Париж 27.06-2.07.2013. Часть 2, Париж. Маре.

1. Перебираемся в Париж.

В общем-то дело нехитрое. Единственное, билеты не с центрального вокзала, а со станции Antwerpen-Berchem‎. Туда добираемся на такси за 10 евро. Можно было бы и на автобусе, в смысле съэкономить, но поезд утром рано, а спать хочется! Поезд апять же не прямой, а с пересадкой в Лиле (скалероз), впрочем тут мы кроме вокзала ничего не увидели. По дороге кстати билеты аж три раза проверяли. Единственное приключение - уже в Париже, на вокзале Зайца! оставила на подоконничке пакетик с бельгийским шоколадом, купленным детям на подарки. После чего, уже заметно отойдя в сторону и даже спустившись на другой этаж вспомнила и, издав нечленораздельный вопль, понеслась спасать пакет совершенно в другую сторону. Мне, как дураку, пришлось бежать с чемоданом, догонять ее, пока и она не потерялась. К счастью успел остановить, отчитал, за что на меня несправедливо обиделись, потом и пакет нашел. Целый и невредимый. На месте стоял, где оставили.

Дальше до гостиницы добрались уже без приключений. Гостиница как всегда недорогая, маленькая без лифта, зато с большим санузлом и полноценной ванной, что редкость. Находится у самой площади Бастилии. Мы конечно хотели в любимом латинском квартале, но там было или очень дорого или всё занято. Для прогулок заранее наметили себе Маре, Ле-Аль с Бобуром, кусочки острова Сен-Луи и Сен-Жермен-де-пре.

01

2. Остаток первого дня. Район Маре.

Пройдя по площади Бастилии мимо памятника Бомарше двинулись по Сен-Антони в сторону центра. Слева осталась реформаторская церковь Ле Мараис.

01 02

Первое место, которого мы раньше не видели - #57 Особняк Сюлли (Rue Saint-Antoine, 62). Здесь и далее значком # с цифрой обозначаю номера на карте.

Построенный в стиле Ренессанс для финансиста Месме-Галле в 1624 году, был куплен в 1634 году бывшим министром Генриха IV Герцогом де Сюлли, благодоря которому и получил своё имя. Фасады, выходящие в парадный двор, украшены барельефами, изображающими времена года, а вход в здание охраняют сфинксы. Сегодня в особняке Сюлли размещается Национальный центр исторических памятников. Попасть можно только в парадный двор особняка и книжный магазин. Вход в особняк находиться со стороны улицы Сен Антуан, а также можно через внутренний двор попасть на площадь Вогезов.

Дальше решили зайти в квартал Сен-Поль. Там куча антикварных магазинов, но по нам так цены бешенные. Первое что встретилось, уже виденная нами #12 Церковь Сен-Поль Сен-Луи. Сделали несколько новых ракурсов. Пока не переделал скрипт, выводящий фотки, здесь и далее для мест где мы бфли ранее, будут выводиться все фото.

Около церкви находится #12 Участок городской стены Сен-Поль Сен-Луи.

Это самый протяженный участок крепостной стены построенной 1190-1215 годах по приказу Филиппа II Августа.

Дальше, походив по "деревне", вышли к #58 Особняку Санс (Rue du Figuier, 1). На замок очень похож.

Современный район Маре находится сейчас в самом центре города и весьма популярен, а во времена Карла V здесь селилась аристократия и духовенство. Поскольку Париж стал центром архиепархии только в 1622 году, а до этого входил в состав архепархии Санса, у санских епископов должна была быть резиденция в городе, где они останавливались во время частых визитов. Карл V передал Тристану де Салазару для этих целей особняк Жана д’Эстоменила, который был разрушен и на месте которого в 1475 было начато строительство. Завершилось же строительство только в 1519 году и в этом виде особняк дошел до наших дней.
У особняка богатая история. Здесь, в 1528 году, проходил Синод Санской архиепархии, который кардинал Антуан Дюпра созвал для осуждения реформаторского учения Лютера.
По договоренности с санским епископом и Генрихом IV в особняке с 1605 по 1606 годы проживала бывшая жена короля, Маргарита де Валуа (королева Марго), возвращенная из ссылки, что всегда вызывает неподдельный интерес у поклонников таланта Дюма.
Особняк был в ведении епископов до 1689 года, когда он был сдан внаём транспортной компании Лиона. Впоследствии здесь распологалось множество предприятий начиная с транспортных компаний и заканчивая фабрикой по производству варения. Получив статус национального памятника еще в 1862 году, особняк был выкуплен парижским муниципалитетом в 1911 году.
С 1961 года и до наших дней в особняке расположена библиотека Форни, основанная в 1886 году Самуэлем Форни. В её фондах хранятся художественные предметы, декоративно-прикладные изделия, изделия народных промыслов, технологические предметы, посвящённые строительству, столярному делу, рекламе, ткачеству, полиграфии.

Недалеко еще одна #59 Церковь Сен-Жерве Сен-Проте (Eglise Saint-Gervais-Saint-Protais, Rue des Barres, 13).

Освящена в честь раннехристианских мучеников, римских солдат, замученных Нероном за христианскую веру, Гервасия и Протасия. Строительство началось в 1494 году на фундаменте древнейшей церкви правобережья Парижа, существовавшей с конца IV века. Поскольку строительство продолжалось полтораста лет, здание церкви сочетает в себе несколько архитектурных стилей от поздней готики до классицизма. Она даже смотриться с разных сторон по-разному.
Главная достопримечательность внутри — один из старейших и знаменитейших парижских органов, а по некоторым данным, самый старый, установленный в 1601 году.
Вычитал интересный факт: перед церковью растёт вяз, который многократно возобновлялся, приблизительно, с X века. Под этим деревом население квартала Маре в Средние века собиралось, чтобы отдавать при свидетелях взятые в долг деньги. Отсюда произошла парижская поговорка "Ждите меня под Вязом", что соответствует русскому "После дождичка в четверг". (В. П. Бетаки, "В поисках деревянного слона. Облики Парижа", Нева, № 9, сентябрь 2000, стр. 116—138)

Напротив церкви #59 Улица Бар (Rue des Barres) образует небольшую, тихую площадь с маленькими кафе.

На улице, параллельной, Рю Риволи, сохранились #60 Фрахтверковые дома (Rue Francois Miron, 11-13).

Два фрахтверковых дома, чудом сохранившиеся со времен средних веков, пережившие все пожары и реконструкцию города XIX века.

фото21

Пересекаем Риволи и попадпем в еврейский квартал. Здесь нам встречается #61 Синагога (Rue Pavee, 10).

Одна из синагог, спроектированная в стиле модерн Эктором Гримаром в 1913 году, принадлежащая кварталу компактного проживания евреев, которые обосновались здесь с XIII века. В веке XIX в эту общину влились эмигранты из России и северной африки.

Углубляемся в дебри перулков и переходим к осмотру целой череды парижских особняков, первый из которых #62 Особняк Ангулен-Ламуаньон.

Особняк построен в 1584 году для герцогини Ангулемской, известной под именем Дианы Французской, дочери Генриха II. В орнаментах доминируют головы собак и атрибутов охоты, что должно напоминать о бывшей владелице особняка.
В 1688 году особняк купил Кретьен де Ламуаньон де Мальзерб, сын председателя Парижского суда. В 1718 году он возвел величественные ворота и разбил сад. Его имя также, если даже не больше (чаще особняк называют одним именем Ламуньон), закрепилось в названии.
С 1966 года здесь размещена Библиотека истории Парижа, фонд которой насчитывает более миллиона томов.

То что, следующий особняк, большой по размеру было и так понятно. Непонятно было насколько. И уж никак мы не ожидали от, скучноватого по названию музея, такой коллекции! В общем то зашли то мы туда только по тому, что снаружи из-за забора ничего не разглядеть, а тут еще вход оказался свободным...

Особняк Карнавале был построен для Н. Дюпуси, в то время председателя парламента Парижа, архитектором Пьером Леско в 1548-1560 годах. В 1572 г. особняк был преобретён богатой вдовой из Бретани по имени Франсуаза де Керневенуа. По её,переделаной на французский манер, фамилии дом и получил своё название.
В конце XVII в. в особняке Карнавале проживала знаменитая писательница маркиза Севинье, письма которой поведали нам о нравах того времени и жизни квартала Маре и в честь которой названа улица, где расположен особняк.
В 1886 году здание было выкуплено городским управлением Парижа для размещения исторической библиотеки и музея. Сегодня здесь можно проследить историю Парижа, начиная со времен правления Генриха IV и заканчивая началом XX в. В залах музея в хронологическом порядке воссозданы интерьеры парижских домов, таких, например, как салон особняка д'Юзес, ювелирной лавки Фуке, танцевальный зал особняка Вандель, а также внутренняя обстановка парижского дома эпохи Людовика XV.
В 1989 году в состав музея включён и соседний особняк Ле Пеллетье де Сен-Фаржо.
В музее находится невероятное количество произведений искусства, превосходная колекция декоративно-прикладных предметов, великое множество картин французских художников, которых мы практически не знаем и которые лично нам не очень то и нравятся. Чтобы все осмотреть требуется реально много времени. Еще дворец красив и сам по себе. В парадном дворе стоит статуя Людовика XIV работы скульптора Куйсево. Что меня удивило, так это бесплатный вход, хотя может это была и какая-то акция.

Небольшой #64 Особняк Либераль-Брюон (Hotel Liberal Bruand, Rue de la Perle, 1) быстро прошли мимо, ведь внутрь заглянуть не удасться, для статистики так сказать.

Это здание построил для себя архитектор Либераль Брюан, прославившийся работой над Домом инвалидов, не путать с собором. В XIX веке особняк выкупила компания Брикар, занимающаяся производством замков. После реставрации здесь был открыт музей кузнечного мастерства с большой коллекцией замков, дверных ручек и молотков. Отдельные экспонаты датируются I-II веками и восходят к временам Римской империи. Сейчас особняк вновь перестраивается под музей современного искусства.

А вот дальше нас ждал целый квартал особняков, если так можно выразиться, и среди них были весьма примечательные.

карта

Первый и самый большой #65 Особнак Субиз (Hotel de Soubise, Rue des Francs Bourgeois, 60).

Особняк принца Субиз впервые был возведён в 1371 году, позже его приобрёл герцог де Гиз, и в 1705 году архитектор Деламер провёл его полную реконструкцию (от первоначальной постройки сохранились только ворота). Внутренняя обстановка не особенно изменилась с XVIII века. Овальные салоны принца и принцессы, Парадные залы и Обезьяний кабинет сверкают хрусталём и позолотой. Сохранились потолочные фрески работы Франсуа Буше, Карла Ван Лоо и Шарля-Жозефа Натуара. Особняк называют подлинной жемчужиной стиля рококо. Фасад здания, выходящий в парадный двор в виде подковы, украшают статуи символизирующие времена года.
Сейчас часть особняка отдана под национальный архив Франции, который входит в коллекцию Музея истории Франции. Здесь можно увидеть оригинал Конституции государства, завещание Людовика XIV, дневник Людовика XVI и завещание Наполеонаписьмо Жанны д’Арк.

Второй по размеру и значимости #65 Особняк Роан (Hotel de Rohan, Rue Vieille du Temple, 87).

Особняк Роан был построен по проекту архитектора Деламера для принца Армана де Роан-Субиза в XVIII веке. Вмесе с особняком Субиз, особняк Роан был приобретен государством в 1808 году, в них разместились Имперские архивы и Национальное издательство. Сегодня в особняке располагаются службы национального архива Франции. Ворота прежней конюшни украшают "Кони Аполлона" работы Робера де Лорена. Доступ посетителей в особняк закрыт.

Остальное конечно менее интересно. #65 Особняк д'Асси (Hotel d'Assy, Rue des Francs Bourgeois, 58)

#65 Особняк Бретоль (Hotel de Breteuil, Rue des Francs Bourgeois, 56)

#65 Особняк Фонтене (Hotel de Fontenay, Rue des Francs Bourgeois, 56)

#65 Особняк Жаккард (Hotel de Jaucourt, Rue des Francs Bourgeois, 54)

Рядом есть ничем не примечательный #65 Собор Святого Креста (Cathedrale Sainte-Croix, Rue du Perche, 13), с непонятно громким названием. Что внутри проверять не стали..

Через переулочек от комплекса особняков притаился еще один, #65 Особняк Генего (Hotel de Guenegaud),Rue des Archives, 62), превращенный в музей, содержимоге которого понравится не каждому.

Особняк был построен по заказу канцлера Анри де Генего архитектором Франсуа Мансаром и это единственный сохранившийся до наших дней проект этого выдающегося зодчего. Сегодня часть здания занимает Музей охоты и природы, который был открыт известным политиком и писателем Андре Мальро в 1967 г. В музее выставлена коллекция Фонда Дома охоты и природы, основанного тремя годами ранее, промышленником Франсуа Соммэ и его женой Жаклин. Здесь выставленно редчайшее собрание охотничьего оружия, наград, трофеев, живописных полотен на тему охоты мастеров от XV века и до наших дней.

По диагонали от Генего, через перекрёсток стоит симпатичный #65 Фонтан Одриет (Fontaine des Haudriettes, Rue des Archives).

Построен архитектором Моро в 1765 году. Самая интересная деталь фонтана - барельеф "Лежащая наяда" работы Миньо.

От #65 Особняка Клиссон (Hotel de Clisson,Rue des Archives, 58) собственно практически ничего не осталось. Вероятно, судя по башне, он тоже был похож на замок.

Особняк был построен в 1371-1375 годах коннетаблем (высшая военная государственная должность в средневековой Франции) Оливье де Клиссоном. От этой постройки сохранились укрепленные ворота с двумя башнями по бокам. С 1553 года здание принадлежало роду Гизов, пока наследники не продали его в 1705 году принцу Субиз, Франсуа де Рогану (1630—1712). Роган распорядился полностью переделать особняк, оставив от старого лишь въездные ворота в качестве бокового входа. Фактически особняк Клиссон перестал существовать, а на его месте появился особняк Субиз (или дворец, как Вам будет угодно).

С другой стороны от Субиза расположилась #66 Церковь Нотр-Дам де Блан Манто (Notre Dame des Blancs Manteaux, Rue de l'Abbe Migne, 1). У нее интересная история и вокруг симпатичный садик, в котором любят гулять местные мамаши с детьми.

Современная церковь была построенна в конце XVII века на месте более древней, принадлежавшей общине монахов-августинцев, построивших на этой территории с разрешения Людовика XI в 1258 году монастырь. Нищенствовавшие служители Девы Марии традиционно облачались в белые одеяния, отсюда и пошло название церкви, которое можно перевести как Нотр-дам Белых Ряс. Церковь - единственное что осталось от монастыря, который помимо монашеских построек включал в себя часовню и сад.
Фасад церкви был достроен в 1863 году по проекту Виктора Белтара. Выложен он из камня, оставшегося после разрушения другой церкви, Сент-Элуа Барнабит на Сите. Случилось это при прокладке бароном Османом бульвара дю Поле.
Внутри можно полюбоваться картинами немецкого художника Иоахима фон Сандрарта, Шарль-Анри Мишелья и фламандской кафедрой 1749 года, украшенной библейскими сюжетами с инкрустацией дерева оловом и слоновой костью.

День подходит к концу и мы начинаем обратный путь в сторону Рю Риволи. По дороге встречается #67 Церковь Бийетт (Eglise des Billettes, Rue des Archives, 24). Здесь есть готический клуатр, но и церковь и двор на момент нашего прихода закрыты.

Церковь построенна в XVIII веке и сама по себе малопримечательна, однако она примыкает к монастырскому клуатру, то есть внутреннему двору, Бийетт, состоящему из четырех готических галерей. А это последний сохранившийся в Париже средневековый монастырь! Датоа постройки - 1427 год.

Ужин этого дня ничем не запомнился. Сидели где-то на площади Бастилии, недалеко от отеля. Вообще в этот визит ничего особенного в гастрономическом плане нам не удалось, за исключением проишествия с улитками только, но об этом позже.

3. День второй. Остров святого Людовика.

Поскольку поселились мы на Бастилии, то и прогулки планировали по "верху" Парижа. На острове Сен-Луи есть много малозаметных, но примечательных мест. Жаль только что попасть внутрь практически нереально. На самом краю острова стоит #68 Особняк Ламбер (Hotel Lambert, Rue Saint-Louis en l'Ile, 2).

Особняк был построен архитектором Луи Лево в 1640—1644 по заказу советника Людовика XIII Жана-Батиста Ламбера, умершего до завершения строительства. Особняк унаследовал его брат Николя. Над интерьерами дома работали Шарль Лебрен, сохранились его росписи "Галереи Геркулеса", Франсуа Перье и Эсташ Лесюэр.
1740-е особняк был выкуплен маркизой Эмилией дю Шатле и здесь какое-то время пребывал ее друг Вольтер.
В 1843, после разгрома восстания 1830—1831 годов, дом купила жена князя Адама Ежи Чарторыйского. Вокруг Чарторыйских группировалась консервативная фракция сторонников польской конституции 3 мая 1791 года.
В XX веке особняк был перепланирован под отдельные апартаменты, в них, среди прочих, жила Мишель Морган, любовница Жана Гобена и звезда французского кино. C 1975 года особняком владел барон Ги де Ротшильд, а в 2007 году он был продан шейху из Катара. В настоящий момент здесь ведется ремонт, доступ для посетителей закрыт везде.

Далее следуют, по анжуйской набережной, несколько особняков, про которые ничего особенно не раскопал. Первый - соседний с Ламбером #68 Особняк Мариньи (Hotel de Marigny, Quai d'Anjou, 5).

Следующий - #68 Особняк Бребар (Hotel Brebart, Quai d'Anjou, 7), судя по табличке построен в 1642 году для торговца скобяными изделиями.

Дальше по порядку. #68 Дом (Quai d'Anjou, 9).

#68 Дом Николя Ламбера (Quai d'Anjou, 11).

#68 Дом (Quai d'Anjou, 13).

#68 Дом Николя Ламбера (Quai d'Anjou, 15), судя по всему, этой семье принадлежало здесь многое...

Потихоньку дошли до второго интересного #68 Особняка Лозьен (Hotel de Lauzun, Quai d'Anjou, 17). Но опять внутрь увы...

Особняк был построен архитектором Луи Лево в 1657 году, как почти и все постройки на острове. Художником был Шарль Лебрен. В 1682 году был куплен герцогом Лозеном, фаворитом Людовика XIV. Впоследствии сменил множество владельцев. В 1842 был куплен библиофилом Пишоном, использовавшим особняк как доходный дом. Его квартирантами стали Теофиль Готье и Шарль Бодлер, а также здесь собирался "Клуб любителей гашиша". Сейчас особняк используется для оффициальных приёмов и в нем идет ремонт (июль 2013). Для посетителей закрыт, а жаль. Глядя на забавные водостоки в виде драконов хочется посмотреть что внутри.

Дальше с набережной перходим на центральную улицу острова. Мимо #06 Церкви Сент-Луи-на-острове (Eglise Saint Louis en l'Ile, Rue Saint-Louis en l'Ile, 19) ходили конечно уже раз сто.

Рядом еще один неопознанный, но старенький #06 Дом (Rue Saint-Louis en l'Ile, 25).

Практически посреди острова находится #06 Кафе Бертильон (Berthillon, Rue Saint-Louis en l'Ile, 31). В путеводителях пишут, что здесь лучшее в Париже мороженное, однако оно всё время закрыто. Может конечно мы такие удачливые, но в Париже мы уже далеко не первый раз и каждый раз так или иначе проходим мимо. Ни разу не видели, чтобы работало.

4. Ле-Аль и Бобур.

Сделав небольшой крюк по Латинскому кварталу и острову Сите, по местам где уже неоднократно были, вышли осматривать район, где были лишь совсем немного. Вышли к #14 Фонтану Шатле (победы или пальмовый) (Fontaine du Palmier, Place du Chatelet).

Рядом #14 Театр Шатле (Theatre du Chatelet, Rue Edouard Colonne, 2).

Продолжаем движение "вверх" мимо несуразно торчащей, но красивой #14 Башни Сент-Жак (Tour Saint-Jacques, Rue de Rivoli, 39). Подняться наверх соблазн конечно велик, однако мои ноги противятся этому соблазну и проносят меня мимо.

Башня Сен-Жак — бывшая колокольня церкви Сен-Жак-ла-Бушери в стиле "пламенеющей" готики, высотой 52 метра. Была построенна в 1523 году и это всё, что осталось от романской церкви Сен-Жак-ла-Бушери, чьё строительство финансировалось гильдией мясников. Церковь служила местом сбора паломников, следовавших по пути Святого Иакова к его гробнице в Сантьяго-де-Компостела в Испании (Вторая точка на карте мира, которая попадается мне. Первой была Церковь св. Иакова в Антверпене).
В крипте церкви был похоронен знаменитый алхимик Николя Фламель, сохранился и его надгробный камень с надписью. В 1648 году французский учёный Блез Паскаль проводил на башне Сен-Жак замеры атмосферного давления, опыты по притяжению земли. Возможно здесь он изобрёл гидравлический пресс.
После революции (как нам это знакомо) церковь была объявленна народной собственностью, продана и разобрана на камни в 1797 году, а колокольня, которую не решились разрушить даже революционеры, была сдана в аренду ремесленнику, занимавшемуся отливкой охотничьей дроби.
Реставрация, начавшаяся в 2008 году, завершилась в 2013 году и башня открылась для посетителей. Впуск желающих ограничен до 17 человек в час из-за узкой лестницы (87 см).

На соседней с Севастопольским бульваром улице Сен Дени стоит #70 Церковь Сен-Ле-Сен-Жиль (Eglise Saint-Leu-Saint-Gilles, Rue Saint-Denis, 92).

Это одна из самых старых церквей в Париже, сохранившая в своей архитектуре еще романские черты. Храм посвящен двум святым мученикам - епископу Санса Ле и отшельнику из Прованса Жилю. Сама церковь построенна в XII веке, фасад относится к XVI веку, а крыша к XVIII. Колокольня появилась в 1858 году. Интерьер богат произведениями искусства, самое впечатляющее из которых - скульптурная группа "Богоматерь со святой Анной" (XVI век).
В церкви хранится одна из христианских святынь - мощи св. царицы Елены, матери императора Константина, который первым из римских императоров принял христианство и в IV веке сделал его официальной религией империи. Попали мощи во Францию довольно курьёзным способом - они были выкрадены монахом из церкви Маркеллина и Петра в Риме. Впоследствии, во время французской революции, мощи дважды могли пострадать, но чудом были сохранены.
Церковь Сен-Ле-Сен-Жиль является важным пунктом паломничества христиан, в том числе из России, где св. Елена весьма почитаема. Однако поклониться мощам непосредственно не получится. Они скрыты под саркофагом, вскрывался который последний раз в 1922 году. Для поклонения под главным пристолом устроена крипта.

От нее доходим до #71 Башни Жана Бесстрашного (Tour Jean-sans-Peur, Rue Etienne Marcel, 20), торчащую сейчас из учебного заведения.

Один из немногих, сохранившихся в Париже, памятников военной средневековой архитектуры. Когда-то башня входила в состав дворца герцогов Бургундских, бывших одно время могущественней короля. Но это все, что от дворца и осталось. Она получила свое название в честь бургундского герцога, который в середине 15 века, в самом конце Столетней войны, правил в Париже и боролся за власть во Франции. Ирония состоит в том, что он так боялся мести за совершенное по его приказу в 1407 году убийство Людовика Орлеанского, что чувствовал себя в относительной безопастности только в спальне, на пятом этаже построенной для него башни. Однако и она не спасла своего владельца и в 1419 году он был убит рыцарями из свиты будущего Карла VII. Где это произошло осталось неясно. Кто то говорит, что убит он был в самой башне, кто то что в саду.
К башне примыкают остатки крепостной стены, возведенной при короле Филиппе-Августе.

В следующем пункте программы, #72 Ресторане Улитка Монторгей (L'Escargot Montorgueil, Rue Montorgueil, 38), решили разнообразить гастрономию. Получилось не очень. Брали устрицы и улиток в соусе "рокфор".

Это ресторан, специализирующийся на блюдах из улиток, включен в список достопримечательностей Парижа. Несмотря на анонс, меню довольно бедное, а цены высокие. Отведать улиток можно повсеместно, а в Латинском квартале ели мы и повкуснее, к тому же по цене значительно дешевле было. Ко всему прочему я просто жутко отравился в этом заведении (больше до этого точно нигде не ел). В общем посмотреть снаружи и пройти мимо будет лучше всего.

В Париже множество пассажей (практически крытые улочки), и самый наверное известный из них #73 Пассаж Большого Оленя или Гран-Серф (Passage du Grand Cerf, Rue Dussoubs, 8 с другой стороны Rue Saint-Denis, 145).

Интерьеры четырехэтажного пассажа "Большой олень" признаны памятником архитектуры XIX века и тщательно восстановлены в 1988 году. Интересны стены, застекленные на высоту третьего этажа, металлические пешеходные мостики, соединяющие разные стороны торговой галереи, и деревянные витрины магазинов, не прекращавших работу с 1835 года, а стеклянный потолок является самым высоким из всех пассажей Парижа. Своё странное название пассаж получил в честь то-ли отеля, то-ли особняка, около которого он был построен в 1825-35 годах. Автор остался неизвестен. Открыт пассаж с понедельника по субботу с 8-30 до 20-30.

Еще один совсем недалеко - #73 Пассаж Bourg l'Abbe (Ppassage du Bourg l'Abbe, Rue Saint-Denis, 120 с другой стороны Rue de Palestro, 3). В этом районе они похоже все и сконцентрированны.

Этот менее известный пассаж начинается практически напротив пассажа "Большого оленя". При входе со стороны улицы Палестро обратите внимания на красивую аркаду с двумя статуями, символизирующие ремеслинечество с правой стороны и малую индустрию с левой. Сам пассаж ниже и темнее.

Недалеко есть #74 Дом с куполом (угол Rue Reaumur и Boulevard de Sebastopol), выделяющийся своей необычной геометрией. Хотя здесь, впрочем как и везде в Париже много красивых домов. Не знаю за что его так отметили.

Еще пару видов рядом. #74 и #75 Улица Rue Reaumur.

Выходим к территории бывшего монастыря, на которой расположилась #75 Консерватория искусств и ремёсел (Conservatoire national des arts et metiers, Rue Saint-Martin, 292). Снаружи красиво, в музей техники мы как-то не рвались.

Консерватория искусств и ремёсел была создана 10 октября 1794 года, по инициативе известного революционного деятеля аббата Анри Грегуара, который предложил эту идею Национальному конвенту, с целью "изучения и сохранения машин, инструментов, чертежей, моделей,книг и различной документации всех существующих искусств и ремёсел". Консерватория расположилась на месте бывшего аббатства Сен-Мартен-де-Шам, основанного в 1061 году, от которого впрочкм осталась только трапезная XIII века. В ней разместился Музей искусств и ремёсел. Экспозиция музея сразу же пополняется огромным количеством экспонатов из частных коллекций, конфискованных во время Великой французской революции. После ремонта музей открылся в 1802 году для широкой публики и до сих пор является одной из жемчужин технических коллекций в мире.

Напротив стоит еще одна церковь - #76 Церковь Сен-Николя-де-Шам (св. Николая в полях) (Eglise Saint-Nicholas-des-Champs, Rue Saint-Martin, 254).

Церковь была построенна на месте часовни, возведенной в 1184 году. Она была перестроенна в XII и в XV веках. XV веком датируются фасад, колокольня и cемь первых пролетов. В XVI веке были добавлены еще четыре пролетa. Во время Революции церковь была превращена в храм бракосочетания и верности. В 1854 году, при прокладке улицы Тюрбиго (Rue de Turbigo) пострадали южный и восточный фасады.

Возвращаемся по улице св. Мартина в сторону Сите. По дороге заходим в переулок посмотреть на #77 Дом Николя Фламеля (Maison Nicolas Flamel, Rue de Montmorency, 51). Жалко закрыто. Вокруг этого дома да и его хозяина по настоящему много мистики, хоть я и обычно не во что не верю..

Cчитается, что это самый старый из целиком сохранившихся жилых домов Парижа, сейчас он тщательно отреставрирован. В этом звании он соперничает с домом на улице Вольта, расположенной неподалеку. На фахверковом доме есть мемориальная табличка с датой "1300 год", однако многие ученые считают, что этот дом был построен в XVIII в и всего лишь выдержан в старинном стиле. Дом построил в 1407 году известный алхимик Николя Фламель.
Фламель родился в 1330 году в окрестностях Понтуаза в бедной семье. После смерти родителей он переезжает в Париж и становится общественным писарем. Вскоре он женился на Перренелль, вдове старше его по возрасту. В 1357 году он владея книжной лавкой, приобретает папирус, известный как "Книга Иудея Авраама". В течение 20 лет он пытается разгадать смысл книги. Считается что это помогло Николя Фламелю раскрыть секрет "философского камня".
Этот миф подкрепляется тем фактом, что в 1382 году Фламель в течение нескольких месяцев становится собственником около 30 домов и участков земли. В старости он занимается меценатством, учреждает несколько фондов, вкладывает деньги в развитие искусства, финансирует постройки часовен и больниц.
В 1402 году умирает жена Перренелль, а в 1418 году умирает и он сам. Смерть же его, также как и последние годы жизни овеяна легендами. Фламель купил себе место для погребения в церкви Сен-Жак-ля-Бушери и завещал ей всё своё имущество. Он тщательно готовился к смерти и поговаривают, что инсценировал ее.
Масло в огонь подливает еще и то, что во время вскрытия его могилы через 200 лет после смерти, его тела не обнаружили. В последующей истории периодически появляются свидетельства о том, что Фламеля с женой якобы видели в разных местах, начиная от Парижа и заканчивая Индией и Россией. Таинственностью окутоно и завещание Николя.

Продвигаемся дальше по той же улице и сворачиваем в переулки в поисках совремменого чуда неработающей техники. Ищем #78 Часы "Защитник времени" (Le Defenseur du temps, Rue Bernard de Clairvaux, 8).

Переулок, на котором номинально находиться это "чудо техники", малоприметен и представляет из себя практически проход между современными корпусами. Это самые современные городские часы Парижа, тем не менее это не мешает им не работать. Воин с мечом в руке четырех метров ростом защищает время в виде золотого шара с циферблатом от Хаоса, воплощенного символами трех стихий: дракон - земля, петух - воздух, краб - вода. Некогда, управляемые компьютером, часы демонстрировали каждый час схватку воина с одним из чудищ, а в 12 и в 18 часов Защитник времени сражался одновременно с тремя монстрами. Кем был автор сей инсталяции и что он курил мне выяснить не удалось, можно только предположить что это реклама, призванная привлечь посетителей в "квартал часов". Судя по состоянию объекта "петухи" победили и тут...

Переулками же выходим к #79 Центру искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (Le Centre Pompidou, Rue Beaubourg, 19). Внутрь мы даже и не собирались. Хватило как-то в Амстере музей Стеделейк.

Cозданный по инициативе французского президента Жоржа Помпиду, был открыт в 1977 году. Здание создано Ренцо Пьяно и Ричардом Роджерсом, победителями конкурса на лучший архитектурный проект, в котром принимали участие 681 претендентов из 49 стран мира.
Предложенный ими новаторский проект предполагал размещение большинства инженерно-технических конструкций и коммуникаций снаружи здания, благодаря чему появилась возможность максимально эффективно использовать внутреннюю площадь здания. Каждый вид коммуникаций выкрасили в свой цвет: электропроводку в желтый, лифты и эскалаторы в красный, водопроводные рубы в зеленый, вентиляцию в голубой, систему отопления в белый.
Центр Помпиду включает в себя парижский Музей современного искусства, большую библиотеку, концертные и выставочные залы, Институт исследования и координации акустики и музыки.
И еще центр - третья по посещаемости достопримечательность Париже после Лувра и Эйфелевой башни.

За громадой "вывернутого наизнанку" центра Помпиду находится тихая #80 Площадь Игоря Стравинского (Place Igor-Stravinsky). Фонтан на площади - хорошая иллюстрация к анекдоту:
"На концерте класической музыки.
-Это Вы сказали ё*твоюмать?
-Нет! Что Вы!
-Наверное музыка навеяла..."

Сама площадь малопримечательна, однако на ней установлен авангардный кинетический фонтан "Весна священная" называемый также фонтан Стравинского или фонтан Тэнгли. Он был создан швейцарским архитектором Жаном Тэнгли совместно с его женой, французской художницей Ники де Сен-Фалль, в 1982-83-х годах. Фонтан состоит из 16 находящихся в движении скульптур - мобилей. Тэнгли выполнил чёрные колесные механизмы из алюминия, для уменьшения массы фонтана (под ним располагается Центр музыкальных исследований IRCAM), а Сен-Фалль создала яркие авангардные фигуры из полистирола. Фигуры разыгрывают спектакль под лучшие произведения Стравинского, по очереди выпуская струйки воды.

За площадью #80 Церковь Сен-Мерри (Eglise Saint-Merry, Rue de la Verrerie, 76).

На месте, где сейчас стоит церковь, с VII века существовала часовня, а в VIII веке здесь был захоронен святой Мерри (Медерикус), аббат монастыря Сен-Мартен. По его имени церковь и получила своё название, а останки аббата до сих пор находятся в крипте церкви. Современное здание построенно в 1515-1612 годах (крипта, главный неф, боковые нефы датируются 1515—1520 годами, средокрестие — 1526—1530 годами, хор и апсида - 1552 годом, а колокольня - 1612 годом).
Церковь неоднократно перестраивалась, однако сохранились витражи XVI века и великолепная деревянная резьба. Здесь же находится старейший в Париже колокол. Он был отлит в 1331 году и сумел чудом пережить Революцию. Сегодня этот колокол расположен в маленькой колокольне, возвышающейся над левым порталом фасада.

Закончили прогулку второго дня там-же где и начали. На острове Сен-Луи. Посидели и прогулялись по #81 Орлеанской набережной (Quai Orleans)

#81 Особняк Роллан (Hotel Rolland, Quai Orleans, 18-20).

На острове же мы попытались поужинать, однако сделать это как следует помешали дневные улити и мы вынуждены были на такси уехать в отель для борьбы с последствиями.

3. День третий. Сен-Жермен-де-Пре.

В день отъезда было время для прогулки и мы выбрали еще один район. Здесь мы уже были, как впрочем и везде, но всегда есть место для более подробных исследований. По набережной Сенны дошли до улицы Сен-Андре дес Артс. Тут много интересных построек. #82 Улица Сент-Андре дез Артс, дом 46 (Rue Saint-Andre des Arts, 46).

82 Улица Сент-Андре дез Артс, дом 47 (Rue Saint-Andre des Arts, 47).

82 Улица Сент-Андре дез Артс, дом 52 (Rue Saint-Andre des Arts, 52).

От Сент-Андре дез Артс отходит совсем уж небольшой переулок - #82 Улица Кур-дю-Комерс-Сент-Андре (Cours du Commerce Saint-Andre). Здесь всё пропитано историей Франции.

Здесь есть парочка домов, известных скорее не архитектурой, а персонажами тут проживавшими. #82 Улица Кур-дю-Комерс-Сент-Андре, дом 8 (Cours du Commerce Saint-Andre, 8).

В этом доме Марат издавал свою газету "Друг народа".

#82 Улица Кур-дю-Комерс-Сент-Андре, дом 9 (Cours du Commerce Saint-Andre, 9).

А в этом, можно сказать зловещем доме, Карпентер Шмидт экспериментировал с овцами над машинкой "для гуманного обезглавливания". "Премьера" изобретения состоялась 17 апреля 1792 года в 10 утра. Название же своё адский механизм получил от имени Жозефа Игнаса Гильотена, предложившего использовать для обезглавливания механизм, который, как он считал, не будет причинять боли. Он кстати был противником и самой смертной казни. Кстати сам Гильотен не был гильотинирован, он умер своей смертью.

Сюда же выходит задний фасад #82 Кафе Прокоп (Le Procope, Rue de l'Ancienne Comedie, 13). Жалею, что не отобедали тут, да было не время.

Это самое старое кафе Парижа. Открыл его в 1686 году сицилиец Франческо Прокопио. Здесь можно было отведать кофе, не так давно появившийся в Европе и прообраз мороженного - охлажденную пену сливок, изобретение монахов. Здесь любил выпить чашечку кофе Вольтер, его столик никто не занимает до сих пор и он хранит трещину, появившуюся, как говорят, когда великий писатель и филосов в пылу спора ударил по нему кулаком.
Здесь, когда-то, расплатился за ужин своей треуголкой Наполеон Бонапарт. Тогда ещё никому не известного солдата выставили за дверь из-за неоплаченного ужина, а он в ответ высокомерно бросил в счёт долга свою шляпу, сказав напоследок, что через время она будет стоить больше чем всё кафе. Оказалось, что будущий император был прав, сейчас страховка треуголки оценивается в 3 миллиона евро, а увидеть её можно здесь же, в бронированной витрине.

Отсюда можно попасть и в тихий #82 Двор Роан (Cour de Rohan, Cours du Commerce Saint-Andre напротив Прокопа).

Небольшой симпатичный дворик, вход в который находится напротив заднего фасада, чуть не написал прохода, кафе Прокоп. Судя по табличке посетителям тут не рады, но дверь то не закрыта! Это экскурсантам с гидом заходить неудобно, а одиноким русским туристам ничего. Внутри сохранился фрагмент городской стены Филиппа II и еще один забавный экспонат, представляющий из себя кованный треножник. Это - ослиная подставка, ну не в смысле хреновая, а в смысле с нее на ослов садились. Она кстати последняя из оставшихся в Париже.

Переулками перебираемся к #83 Церковь Сен-Сюльпис (Eglise Saint-Sulpice, Place Saint-Sulpice).

Археологические данные говорят о том, что на месте современной церкви находилась часовня еще с X века. История же этой постройки началась 20 февраля 1646 года, когда то-ли Анна Австрийская, то-ли герцог Орлеанский заложили первый камень в основу. Далее пошло не всё так гладко. За 130 с лишним лет строительства сменилось порядка десяти архитекторов, пытавшихся достроить церковь. Неудивительно что строение вышло кривеньким. Две его башни несимметричны по размеру и виду.
Еще здесь проходит Парижский меридиан, или "линия Розы", который использовался как нулевой до того, как в 1884 году на Международной меридианной конференции в Вашингтоне за нулевой пункт отсчёта долгот на всём земном шаре было предложено принять гринвичский меридиан. Меридиан представляет из себя медную полоску, замурованную в пол, разделяющую церковь точно по оси север-юг, заканчивающуюся одиннадцатиметровым мраморным обелиском с шаром на вершине. Когда-то это был сооруженный в 1727 году Ланге де Жержи инструмент для вычисления дней равноденствия и точного определения даты Пасхи.
Внутри стоит обратить внимание на орган, установленный в 1844 году, лучший во Франции.
Поклонникам современной поп-культуры будет интересно то, что тут разворачивается один из сюжетов Дена Брауна "Код да Винчи". Виды церкви мелькают в одноименном фильме.

фото22

Напротив входа в церковь стоит #83 Фонтан Четырёх Епископов (Fontaine des Quatre Eveques, Place Saint-Sulpice).

Фонтан появился в рамках проекта по улучшению водоснабжения Парижа. Построен он был в1848 году по проекту архитектора Луи Висконти. У скульптур епископов разные авторы: епископа Мо Жан-Бенинь Боссюэ изваял Жан-Жак Фёшер, архиепископа Камбрэ Франсуа Фенелона - Франсуа Ланно, епископа Нимского Эспри Флешье - Луи Депрэ, епископа Клермонского Жана-Батиста Масийона - Жак-Огюст Фожинэ и Фукье. Каждая статуя смотрит в свою сторону света и фонтан называют еще "Фонтан четырех сторон света". Тут тоже не обошлось без юмора. "Фонтан четырех сторон света" по французски "Fontaine des Quatre Points Cardinaux". Все четверо епископов в своё время не дослужились до кардиналов "Cardinals". Вот такая игра слов.

Рядом здание #83 Центрального коммисариата (Commissariat central, Rue Bonaparte, 78).

Совсем недалеко #84 Перекресток Красного Креста (Carrefour de la Croix Rouge).

На нем стоит скульптура, автор которой тоже что-то курил... #84 Кентавр (Centaure, Carrefour de la Croix Rouge).

Скульптура, созданная по заказу Министерства культуры в 1983 году, и установленная на площади Красного Крестае в 1985 году, задумывалась как дань уважения Пабло Пикассо. Автор её, Сезар Бальдаччини дружил с Пикассо, который прожил большую часть жизни в Париже. На могиле, кстати, самого Сезара стоит уменьшенная копия "Кентавра" (кладбище Монпарнас). Скульптура навивает какую то совсем не тихую грусть и окончательно убеждает многих о там что "мир сошел с ума" и "наркотики это зло".

Немного походили по окрестным переулкам. #84 Улица Шерш-Миди, дом 17 (Rue du Cherche Midi, 17).

#84 Улица Шерш-Миди, дом 19 (Rue du Cherche Midi, 19).

Название улицы в переводе означает "ищи полдень", найти же его можно на солнечных часах, являющихся частью аллегории, помещенной на барельеф дома под номером 19. Изображение старика и младенца с часами в руках посвящено "ускользающему" времени. На самом же деле улица эта вела когда-то к охотничему замку и название произошло от искаженного "chasse", то есть охота.

#85 Сквер Шез-Рекамье (Square Chaise Recamier).

Небольшой тенистый сквер, в котором можно передохнуть от утомительных прогулок почти в одиночестве. Забрели сюда после прочтения путеводителя, где написано "Есть маленький ручей с водопадиком, по берегам которого весной и летом зреет лесная земляника". Товарищи писатели! не пишите о том, чего сами не видели! не передирайте информацию из интернета и зарубежных книг! приезжайте в город о котором Вы пишите на недельку и сами всё посмотрите! Нет здесь ни ручья, ни водопада, ни тем более земляники. Сквер есть, остального нет!

#85 Электроподстанция (Rue Recamier, 6).

И этот объект включу только исключительно для иллюстрации качества путеводителей. "Любопытное здание промышленной архитектуры постройки 30-х годов". Интересно это о чём? Кому это любопытно? Историкам электросетей?

Ну вот и всё. Дальше была дорога назад за чемоданами, аэропорт Шарль-де-Голь, вкусный кофе в Амстердаме, в общем без приключений добрались до дома. Несколько подмученные добрались в районе трёх ночи домой. Поездка прошла на одном дыхании и пролетела очень быстро.

Хотя нет, еще не всё. Еще пару фоток на закуску....

фото23 фото24 фото25

Вот теперь точно всё!

(С) Я и Зайца! 26.06-2.07.2013 г.